Разговор с учащимися на тему:
«Дисциплина – это послушание или активная работа?»
«Дисциплина – это послушание или активная работа?»
Цель: определить роль дисциплины и
самодисциплины в роли каждого человека.
Вступительное слово
Добрый день, ребята!.
Как хорошо, что
мы сегодня собрались здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и
ласковы. Глубоко вздохните и выдохните. Выдохните вчерашние обиды и
беспокойство. Вдохните в себя свежесть воздуха, наполните наши сердца добротой
и любовью.
Ребята зовут
меня Лейсан Марселевна. Сегодня я пришла к вам, чтобы познакомиться и
пообщаться на тему: «Дисциплина – это послушание или активная работа?»
СЛАЙД 1
Мы все с вами ежедневно общаемся с людьми: будь то бурное обсуждение
интересных тем с одноклассниками, задушевный разговор по телефону с
подругой или разговоры с родителями. И
независимо от того, где мы находимся с вами – в школе, в спортивной секции,
кинотеатре или дома, мы всегда придерживаемся определенных норм и правил
поведения. Одни из них изложены в законах, изданных государством (ярким тому
примером является Конституция), другие (их называют нравственными) живут по
обычаям, традициям народа, общества. Соблюдение этих норм и правил воспитывает
такое важное качество, как дисциплинированность.
-
Ребята, как вы думаете, а что означает понятие дисциплина? (Ответы
учащихся)
СЛАЙД 2 Заглянем в словарь русского языка
С.И. Ожегова: «Дисциплина –
это обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение
установленному порядку, правилу…»
Соответственно, дисциплинированный – это человек, подчиняющийся дисциплине,
соблюдающий порядок, воспитанный.
А вот какой определение этому термину дает Энциклопедический словарь СЛАЙД 3
Дисциплина – определенный
порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и
морали, а также требованиям той или иной организации («Энциклопедический
словарь»)
При общении с другими людьми стоит
придерживаться золотого правила: «Чего не следует делать, того не делай даже
в мыслях». Важно понять ошибочность мнения о том, что контролировать надо
только свои действия, а мыслить можно о чем угодно.
-
А как вы понимаете такое понятие как «сознательная дисциплина»? СЛАЙД 4
(Примерные ответы учащихся:
- Не опаздывать на уроки.
- Своевременно выполнять домашние
задания и т. д.
- Умение
слушаться учителя, родителей и т.д.)
Обобщение ответов:
Сознательная дисциплина не ограничивается исполнительностью, своевременным
приходом на занятия, она предполагает полную отдачу сил учебному труду и
общественным делам. Дисциплина должна стать внутренней потребностью каждого,
создаваться и поддерживаться всеми учениками.
СЛАЙД 5
- Ребята, скажите честно, нарушали ли
вы когда-нибудь дисциплину?
- А задумываетесь
ли вы о том, что бывает причиной
нарушения вами дисциплины?
Ответы
учащихся
Обобщение
ответов: Да, действительно, мы делаем
то, что нам не свойственно под влиянием эмоций, друга или просто назло, чтобы
показать свой характер и индивидуальность. Однако рано или поздно к нам
приходит раскаяние, и мы просим прощения за то, что расстроили своим поведением
родителей или обидели своего лучшего друга.
- Мужество начинается с умения одерживать победы над
собой, даже маленькие.
А
сейчас я хочу познакомить вас с высказыванием известного педагога В.А. Сухомлинского,
который советовал воспитывать самодисциплину школьникам следующим образом: СЛАЙД 6
«Тебе не хочется подниматься в семь часов, разгневайся
на себя, заведи будильник на шесть, поднимись с постели мгновенно, как только
услышишь звонок. Сделай зарядку, умойся, оботри тело влажным полотенцем, пойди
в сад, полей цветы, посмотри, как поднимается солнце, присмотрись, как
пробуждается природа, потом сядь за книгу, почитай, потом рисуй… Ты убедишься,
как это радостно – заставлять себя, повелевать собой, быть хозяином своих
влечений. Пусть «не хочется» отступит – ты почувствуешь себя хозяином своей
воли…»
СЛАЙД 7
- Ребята, ответьте на
вопрос: стали ли вы более дисциплинированными, ответственными по сравнению с
прошлым учебным годом?
- Под влиянием чего это случилось?
Я рада, что вы
стали более собранными, ответственными за свои поступки перед родителями, классом,
собственной совестью. Итак, мы с вами рассмотрели понятие дисциплина, как
активную работу над собой и своими качествами.
- А давайте порассуждаем: можем ли мы поставить знак
равенства между понятиями «дисциплина» и «послушание»? (Ответы учащихся)
Писатель Максим Горький вспоминал историю о том как его дедушка очень ждал субботу, а
его внуки наоборот очень боялись ее. В субботу в предбаннике их ждали
запаренные розги… Некоторые детские воспоминания нашли свое в повести
«Детство».
-
Как вы считаете, а что хотел донести до
своих внуков дедушка Горького: добиться дисциплины или полного послушания? (Ответы учащихся)
Размышление
на тему: «Ответственный и
безответственный человек: какой он?» СЛАЙД 8
Я предлагаю разделиться вам на
две группы ив течение 2 минут подумать, какие 3 самых главных качества присущи
ответственному и безответственному человеку .
Вывод: Что же скрывается за этими
словами:
Обобщение.
СЛАЙД 9
- Человек всегда несет ответственность за свои
поступки. Существует традиция: инженер, построивший мост, стоит под ним, пока
идет первый поезд.
Мы каждый день выбираем, что
сделать, как повести себя в той или иной ситуации. И в зависимости от выбора
совершаем те или иные поступки.
Помните, что вы являетесь
маленькой частичкой нашего большого общества. И от сознательной дисциплины
каждого из нас зависит дисциплина народа. Ведь если мы начнем нарушать те
законы, по которым мы живем уже много лет, то весь мир превратится в хаос.
Закончить наш час
общения я хотела бы следующей притчей
Эта
история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий
мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но
был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать
такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал
бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я у мудреца:
скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он
скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я
раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.
Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая?
Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая?
- Как вы думаете, что ответил мудрец? (предположения
детей)
И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: “Все в твоих руках”.
СЛАЙД 12 Ребята, помните, все в ваших руках ваши добрые дела и поступки зависят только от вас!
И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: “Все в твоих руках”.
СЛАЙД 12 Ребята, помните, все в ваших руках ваши добрые дела и поступки зависят только от вас!
Сегодня
в память о нашей встрече я хочу подарить вам маленькие сердечки, которые
наполнены человеческим участием, добротой и заботой для каждого из вас. Пусть
эти сердечки согревают вас в минуты уныния и огорчения и будут путеводной
звездой ваших добрых дел! Пусть в вашей жизни как можно больше встречаются
справедливые люди.
Всего
вам доброго!
Комментариев нет:
Отправить комментарий